"В ночь с 19-го на 20 августа 1928 года упал неслыханный, никем из старожилов никогда еще не отмеченный, мороз. Он пришел и продержался двое суток, достигнув восемнадцати градусов. Остервеневшая Москва заперла все окна, все двери. Только к концу третьих суток поняло население, что мороз спас столицу и те безграничные пространства, которыми она владела и на которые упала страшная беда 28-го года. Конная армия под Можайском, потерявшая три четверти своего состава, начала изнемогать, и газовые эскадрильи не могли остановить движения мерзких пресмыкающихся, полукольцом заходивших с запада, юго-запада и юга по направлению к Москве.
Их задушил мороз. Двух суток по восемнадцать градусов не выдержали омерзительные стаи, и в 20-х числах августа, когда мороз исчез, оставив лишь сырость и мокроту, оставив влагу в воздухе, оставив побитую нежданным холодом зелень на деревьях, биться больше было не с кем."
поразительное предвидение писателя - куда там Уэлсу!
16 ноября 1941 г. началось последнее наступление на Москву. температура держалась на отметке около 0 градусов, 30 ноября 2-я танковая дивизия заняла Красную Поляну в 17 километрах от пригородов Москвы. но... НО. 1 декабря столбик термометра стал падать стремительным домкратом. 2 декабря температура понизилась до минус 20 градусов. 4 декабря температура в Подмосковье упала до минус 35 градусов.
«Однажды утром все было кончено, - свидетельствует немецкий танкист. – Все замерзло».
замерзло масло в двигателях, танки, самолеты, автомобили не могли сдвинуться с места. замерзла оружейная смазка, пушки и пулеметы не могли стрелять. Finita.
[я могу посоветовать занимательное упражнение - попробуйте найти архивные метеоданные для Москвы за декабрь-январь 1941. вас ждёт прелюбопытнейший сюрприз]