«В 1984-м из Оренбурга пришло письмо, заинтриговавшее нас с Анной Тимофеевной. Было оно от полковника в отставке Ивана Михеевича Полшкова, бывшего командира полка боевого применения (полка реактивных истребителей), приданного Чкаловскому лётному училищу. В этом полку проходили последнюю перед выпуском практику будущие военные лётчики. Иван Михеевич писал, что у него есть документ, который нигде не опубликован и даже не упоминается.
Когда мы встретились, он пододвинул ко мне пожелтевшие листки. «Объявляется приговор Военного трибунала Южно-Уральского военного округа от 28 февраля 1957 года об осуждении курсантов 1-го ЧВАУЛ Бушнева И.Л., Шпанько Б.Г., Ошуркова Е.Н. за нанесение побоев помощнику командира взвода сержанту Гагарину за его требовательность по службе».
– Никогда, – воскликнула я, – никогда и ничего не слышала об избиении Юрия Гагарина в военном училище!
Я развернула листки. «Подсудимый Бушнев, будучи недоволен требовательностью по службе пом. командира взвода сержанта Гагарина, склонил подсудимых Шпанько и Ошуркова на избиение Гагарина, на что они ему дали своё согласие. В осуществление этого намерения – при активном участии Шпанько – в ночь на 30 января 1957 года, когда после отбоя весь личный состав лёг спать, в том числе и Гагарин, Ошурков и другие курсанты напали на Гагарина и подвергли его избиению, при этом Шпанько и Ошурков завязали себе головы полотенцами, чтобы их не узнали, а Бушнев в это время стоял у входа в казарму с целью предупреждения исполнителей в избиении Гагарина, в случае появления кого-либо из командования. В результате преступных действий Бушнева, Шпанько и Ошуркова сержант Гагарин был избит. В судебном заседании подсудимые в изложенных преступных действиях виновными себя признали и дали подробные объяснения».
Далее в приговоре указывались меры наказания: Бушнева и Шпанько на 3 года каждого с отбыванием в исправительно- трудовом лагере, а Ошуркова на 2 года с отбыванием этого наказания в дисциплинарном батальоне…»
После приказа командующего округом на полковника Ивана Полшкова, конечно, были наложены взыскания за ЧП в вверенном ему гарнизоне Оренбург-3, и понятно, почему он хранил копию приговора.»
писательница Татьяна Копылова, соавтор матери Гагарина Анны Тимофеевны по книгам «Слово о сыне» и «Память сердца».
если что - "будучи недоволен требовательностью по службе" - это будущий космонавт, а тогда сержант выгонял по утрам будущего подсудимого Бушнева на зарядку. это жестоко