realwired: (Default)
realwired ([personal profile] realwired) wrote2021-06-22 11:59 am

Развилка



как Сталин с Гитлером мир делили

(очень коротко: не поделили)

уже есть очень много гаданий и (весьма остроумных иной раз) мудрствований на тему альтернативных вариантов событий непосредственно 22 июня, а так же непосредственно перед и после. ну там "а если бы подняли по тревоге", "заняли оборону" и пр. и пр.

собственно, на то есть серьезная причина - очень трудно вот так вот просто взять и принять простой факт - что можно изо всех сил готовиться и так в итоге обосраться. то, что готовились - и ОЧЕНЬ серьезно - отрицать сейчас уже никто не рискнет. страна отнюдь не спала мирным беспробудным сном, а крайне деятельно, пусть и в глубокой тайне творила чего-то там руками за спиной, невидимо для соседа. что именно творила - вот это есть тайна и по сей день.

но, если убрать все невозможное - то, что останется и будет ответом.

после такой операции вычитания остается лишь то, что Сталин катастрофически ошибся в ключевых оценках ситуации, ОЧЕНЬ сильно переоценив свою позицию, и тем самым накликав большую беду на свою голову. и произошло это отнюдь не в июне 1941, или скажем в мае или апреле.

намного раньше. все пружины и спусковые механизмы сработали гораздо раньше - осенью и зимой 1940 года.

именно осенью 1940 года, к октябрю, фОшыздам стало понятно - наглосаксов в этой их Британии так просто не взять, и во весь рост встал вопрос второго фронта - на Востоке. т.е. то, что он там будет - сомнений не было, но продолжать ли держать Сталина в друзьях и тем временем добить островитян, или положить этот пирожок с островитянами пока на полку - а схарчить заклятого друга-партайгеноссе?

предстояло сделать нелегкий выбор, очень многие не последние люди рейха считали, что без доведения войны с Англией до победного конца нельзя ввязываться в другие серьезные конфликты.

поэтому Оперативный отдел ОКХ сделал стратегическую проработку кампании на Востоке и 29 октября представил ее Гальдеру.

целью проработки были сама возможность достичь желаемого (разгром Сталина), и если да - то оценки потребных ресурсов и таймлайна - дабы сделать правильный выбор на развилке. (см. Приложение)

в ОКХ пришли к неутешительным выводам. большая численность Красной Армии, ОГРОМНЫЕ размеры советской территории вкупе с отсутствием развитой дорожной сети, неблагоприятные природные условия и необходимость завершить кампанию в короткие сроки и с решительным результатом, поставили перед офицерами-плановиками ОКХ проблемы, которые те склонны были оценить как неразрешимые.

НО.

не все выглядело так плохо. итоги недавней «Зимней войны» СССР с Финляндией убедительно продемонстрировали низкий уровень боеспособности РККА, который контрастировал с впечатляющими результатами немецкого блицкрига на Западе против куда более серьезного, как считали немцы, противника.

тем не менее этот вариант выглядел настолько РИСКОВАННО (что, как мы знаем, впоследствии полностью подтвердилось), что нацистское руководство решило предпринять еще одну попытку решить проблему нейтрализации Сталина на время борьбы с Англией - дипломатическим путем.

поэтому 17 октября 1940 г. Сталин получил от Риббентропа письменное приглашение для своего советского коллеги В.М. Молотова прибыть в Берлин «для дальнейшего выяснения вопросов, имеющих решающее значение для будущего наших народов и для обсуждения их в конкретной форме».

Сталин сразу понял прозрачный намек и вечером 21 октября ответил согласием на переговоры. 12 ноября в Берлин для их ведения прибыл Молотов, который в то время был не только наркомом иностранных дел, но и одновременно занимал пост Председателя советского правительства. eго встречи и длительные беседы с Гитлером, Риббентропом, Герингом и Гессом продолжались два дня.

чем же Гитлер хотел завлечь Сталина?

не менее как предложением присоединиться к «Тройственному пакту», заключенному между Германией, Италией и Японией совсем незадолго до того, 27 сентября. при этом Германии отводилось господство в Европе и в районе бывших немецких колоний в Центральной Африке, Италии — в Северной и Северо-Восточной Африке, Японии — в Восточной Азии, а Советскому Союзу предлагалось направиться на юг Азии, к Персидскому заливу и в сторону Индии.

но Молотов (в уме держим - Сталин) не испытывал особенного желания делить шкуру еще не убитого медведя гигантской Британской империии, а желал бы нечто более освязаемое и прямо сейчас. он желал Финляндию, а к ней еще и прежде всего Болгарию и Турцию. и КОНЕЧНО же проливы, ПРОЛИВЫ, Адольф! Босфор, и Дарданеллы тож. а еще - очень интересовался дальнейшей судьбой Венгрии и Румынии и намерениями держав Оси относительно Югославии и Греции. пожелал советский нарком и обсудить право выхода из Балтийского в Северное море через контролируемые Германией проливы.

но это еще ладно. хотеть - не вредно, пусть даже того, что Германия с полным основанием считала "своим". но, желая всех этих вкусностей - Молотов разговаривал с фюрером немецкого народа БЕЗ УВАЖЕНИЯ. ну вы понимаете - "... ты просишь без уважения, не предлагаешь дружбы. Тебе и в голову не пришло назвать меня крестным".(с)

все это ЧРЕЗВЫЧАЙНО обозлило лично Гитлера, на персональном уровне. но нет, и это было еще не все.

уже в Москве вечером 25 ноября Молотов пригласил к себе посла Германии в Москве Шуленбурга и передал ему письменное заявление.

25.11.1940
Особая папка

«СССР согласен принять в основном проект пакта четырех держав об их политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи, изложенный Г. Риббентропом в его беседе с В.М. Молотовым в Берлине 13 ноября 1940 года и состоящий из 4-х пунктов, при следующих условиях:

1. Если германские войска будут теперь же выведены из Финляндии, представляющей сферу влияния СССР, согласно советско-германскому соглашению 1939 года, причем СССР обязывается обеспечить мирные отношения с Финляндией, а также экономические интересы Германии в Финляндии (вывоз леса, никеля).

2. Если в ближайшие месяцы будет обеспечена безопасность СССР в Проливах путем заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией, находящейся по своему географическому положению в сфере безопасности черноморских границ СССР и организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды.

3. Если центром тяжести аспирации СССР будет признан район к югу от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу.

4. Если Япония откажется от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине на условиях справедливой компенсации.

Сообразно с изложенным должен быть изменен проект протокола к Договору 4-х держав, представленный г-ном Риббентропом, о разграничении сфер влияния в духе определения центра тяжести аспирации СССР на юге от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу.

Точно так же должен быть изменен изложенный г. Риббентропом проект протокола — Соглашения между Германией, Италией и СССР о Турции в духе обеспечения военной и военно-морской базы СССР у Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды с гарантией 3-х держав независимости и территории Турции в случае, если Турция согласится присоединиться к четырем державам.

В этом протоколе должно быть предусмотрено, что в случае отказа Турции присоединиться к четырем державам Германия, Италия и СССР договариваются выработать и пронести в жизнь необходимые военные и дипломатические меры, о чем должно быть заключено специальное соглашение.

Равным образом должны быть приняты: третий секретный протокол между СССР и Германией о Финляндии; четвертый секретный протокол между СССР и Японией об отказе Японии от угольной и нефтяной концессий на Северном Сахалине; пятый секретный протокол между СССР, Германией и Италией с признанием того, что Болгария, ввиду ее географического положения, находится в сфере безопасности черноморских границ СССР, в связи с чем считается политически необходимым заключение пакта о взаимопомощи между СССР и Болгарией, что ни в какой мере не должно затрагивать ни внутреннего режима Болгарии, ни ее суверенитета и независимости»

в 1948 году, после того, как архивы германского МИД оказались в руках американцев, этот чудный документ был опубликован в знаменитом сборнике Госдепартамента "Nazi-Soviet Relations".

а несколько позже - после кончины Советского Союза - нашлась копия (за подписью Молотова) и в советских архивах (сейчас - АП РФ. Ф. 3. Оп. 64. Д. 675. Л. 108. Машинопись. Заверенная копия.)

вот эта бумажка и стала объявлением войны.

Гитлер решил, что Сталин заломил за себя непомерно высокую цену, военный разгром России (при всех рисках) будет банально дешевле.

18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21.

т.е. все заявления, что Сталин якобы всячески старался умаслить и улестить, "умиротворить" Гитлера с целью выиграть время - не имеют никаких оснований. Сталин не просто хотел от Гитлера многого - он прямо требовал, и не просто требовал - а нахраписто чуть ли не буквально хватая Гитлера за горло.

так ведут себя только считая свою позицию намного сильнее позиции оппонента.

попытки отжать у Гитлера ништяков (напоминания и обращения о бумаге в 4-х пунктах со стороны Сталина) продолжались буквально до 22 июня, до последних часов.

=====================================================================
Приложение.

[дайджест разработки ОКХ]

Главными темами стратегической проработки были следующие:

1. Людские ресурсы. Исходное соотношение сил складывалось неблагоприятно для немцев. Они могли выставить, в лучшем случае, только 145 дивизий, включая 19 танковых, против примерно 170 советских дивизий, дислоцированных в западной части СССР, к которым в начале войны должны были добавиться многочисленные резервисты.

2. Местность. Громадные размеры будущего ТВД представляли собой еще одну серьезнейшую проблему, особенно учитывая ограниченную численность вермахта. Первоначальная протяженность фронта составляла более 1500 км, но по мере перемещения на восток его ширина росла подобно воронке, и на рубеже Астрахань — Архангельск (линия А-А) достигала 2500 км.

Успех войны во многом зависел от способности немцев с самого начала навязать противнику свою волю, не дать ему организованно отступать в глубь страны и разгромить его основные силы в приграничных сражениях. Для этого необходимо проводить операции на окружение и уничтожение войск противника, не давая им возможности ускользнуть.

3. Время. Правильный выбор сроков наступления был как никогда важен. Сезон с мая до октября являлся наиболее подходящим с точки зрения погоды. После него на ТВД начинался период распутицы, а за ним следовала суровая зима. Поэтому было необходимо успешно завершить операции, пока погода оставалась благоприятной. За это время предстояло преодолеть расстояние от 800 до 1000 км. С самого начала кампании врем я было и оставалось важнейшим фактором.

4. Данные разведки. Немецкая разведка выявила две основные группировки советских войск: одна, насчитывающая до 70 дивизий, на Украине, и другая в Белоруссии, состоящая примерно из 60 дивизий. Еще 30 дивизий дислоцировались в Прибалтике. Но было неясно, захотят ли они дать сражение на границе или будут отходить в глубь страны. Предполагалось, однако, что советское командование не планирует отступление дальше рубежей Днепра и Западной Двины, чтобы сохранить свои важные промышленные центры.

5. Анализ ТВД. Отмечалось, что южнее Припятских болот дорожная сеть редкая, при этом основные магистрали идут вдоль рек и направлены с севера на юг. На севере дорог было больше, и при этом между Москвой и Варшавой лучшие шоссейные и железные дороги были проложены с запада на восток — как раз в направлении немецкого наступления.

На ленинградском направлении дороги тоже были сравнительно неплохими. При этом на юге наступающим войскам было необходимо преодолевать широкие реки: Днестр, Буг и Днепр, а на севере имелась только одна значительная водная преграда — Западная Двина.

Было очевидным, что Красная Армия не отдаст свою столицу без боя, поэтому удар на Москву позволял добиться решительных целей. Напротив, территории южнее Припяти не представляли из себя большой ценности в военном отношении. Там советские войска имели возможность пожертвовать пространство, выигрывая время, и отойти за Днепр. С другой стороны, на юге находились: хлеб Украины, уголь Донбасса, а за ними и кавказская нефть. Но главной целью вермахта была военная победа, а не материальные приобретения. Выигрыш всей кампании позволял заодно успешно решить и экономические задачи. Поэтому оперативный отдел ОКХ пришел к заключению, что основные усилия необходимо сосредоточить к северу от Припятских болот, и главный удар должен быть нанесен через Смоленск на Москву.

[и тут советское руководство просчиталось - считая главным направлением Юг]



rotbar: (Default)

[personal profile] rotbar 2021-06-23 09:17 am (UTC)(link)
и не просто требовал - а чуть ли не буквально хватая Гитлера за горло.

так ведут себя только считая свою позицию намного сильнее позиции оппонента.

Сиречь, считал успешные наступательные действия Советской Армии возможными.