realwired: (Default)
realwired ([personal profile] realwired) wrote2021-04-19 02:59 pm

Несварение



сторонники "упреждающего нападения СССР" опираются в том числе и на огромные запасы материально-технического войскового снабжения, сосредоточенные непосредственно у новой западной границы СССР.

НО. оказывается(tm), есть довольно интересные обстоятельства.

вновь присоединенные территории имели (сюрприз!) западноевропейскую колею, а также паровозы и вагоны, предназначенные для движения по ней. более того - если новое начальство просто прислали с "материка", то вся работа на железнодорожном транспорте и организация движения поездов проводились по польским правилам технической эксплуатации. все документы, бланки, телеграммы печатались на польском языке (в Бесарабии на румынском). на которые понаехавшие начальники смотрели как бараны. плюс - семафоры, предупредительные диски и сигналы сквозного прохода, и прочие важные вещи имелись только неуставного (= антисоветского образца). как вишенка - про это стараются помалкивать - но и "человеческий фактор" тоже не особо привечал новые порядки. из трудового элемента железнодорожники традиционно были в "сливках", а тут понимаешь "до основанья мы разрушим".

по большому счету со всем этим с 39 до 41 мало что успели сделать. если с документацией управились к лету 40 года, то все остальное двигалось очень и ОЧЕНЬ медленно. если для обеспечения рабсилой просто ввели трудовую и гужевую повинности, то ни технических средств, ни финансирования не было выделено - по славной советской традиции. железнодорожников просто обязали производить реконструкцию хозспособом. что кстати характеризует. могучий эсесесер, ведомый гением всех времён и народов - неспособен обеспечить такие жизненно важные артерии как железные дороги телеграфными аппаратами с кириллицей и довольно элементарной электротехнической арматурой.

в итоге «перешивка» была произведена частично, и две колеи одновременно создали чезвычайно тяжелые условия - участки забивались вагонами (в Белостокском узле простой вагона под грузовой операцией доходил до 170 часов. на подъезде к городу ежесуточно скапливались до 2000 вагонов, которые не могла принять станция, оборот рабочего вагона составил 5,89 суток при норме 3, простой под одной грузовой операцией – 31,7 часа при норме 11,2 часа - "Железнодорожник Белоруссии").

в то же время даже прогулочный "освободительный поход" выявил чрезвычайную слабость и медлительность тылов КА - "... осенью 1939 года во время Освободительного похода в Западную Белоруссию 5‑й (на самом деле 15-ый) механизированный корпус из-за нехватки горючего встал на дороге и фактически потерял боеспособность. "Хорошо, что там и драться не с кем было. На дорогах от Новогрудка до Волковыска 75 процентов танков стояло из-за горючего. Командующий говорил, что он может послать горючее только на самолетах, а кто организует? Организация тыла требует знающих людей" (С. М. Буденный, Русский архив: Великая Отечественная. Т. 12 (1). Накануне войны. Материалы совещания высшего руководящего состава РККА 23-31 декабря 1940 г. М., 1993. С. 273.)

как там ни было, есть такая цифра - не знаю, как считали, но удивительно совпадает со статистикой железнодорожников - к июню 41 выгрузочная способность районов Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, а также Молдавии была в три с половиной раза меньше необходимой для развертывания первого эшелона.

вот и было принято МУДРОЕ (для немцев) решение - заранее завезти всякого нужного добра побольше (тот же Буденный настаивал, что механизированный корпус должен иметь не 2-3, а не менее 4 заправок горючего и не менее 3 боекомплектов снарядов и патронов), и сложить его поближе... к немцу. наступать же будем, ёпт - ну так чтоб снабжение впереди лежало.